http://www.ethology.ru/library/?id=62
Итак, этология власти. Слово маэстро.
так по Дольнику появились первые государства. Фактически, все тираны эксплуатируют инстинктивные иерархические программы, апеллируя к желанию подданных стать субдоминантом. За это субдоминанты платят унижением, и даже жизнью.Большие запасы пищи впервые, по-видимому, стали появляться у тех, кто занялся выращиванием растений, после сбора урожая. В силу мозаичного распределения пригодных для посевов участков и привязанности к ним в таких группах должна была ослабевать оборонительная структура. Вот тут-то их, вместе с их собственностью, и могла подмять под себя иерархически сплоченная группа ничего не производящих людей. Она могла выступить в роли захватчиков, а могла и в роли добровольно-принудительных защитников от других захватчиков Она могла быть местной, говорящей на том же языке, а могла быть пришлой.
Очень хорошо это видно на примере отношения к хамским выходкам нынешней власти. Индивид не чувствует себя свободным гражданином, а отождествляет с властью, и придумывает этой власти отмазки. Самая чудесная -- "а нефиг барину под колёса кидаться". Жизнь смерда ничего не стоит ещё и потому, что включается одна из хитрых программ "наказания".
то есть, высказывая в адрес погибшего "сам виноват", индивид переадресует ему накопившийся собственный страх перед властью, совместно с радостью -- я не на его месте!!! Я жив, а наказан совсем другой!у макаков есть одна очень гнусная инстинктивная программа (встречающаяся у некоторых других стайных животных, например у собак). Стоит доминанту начать наказывать одного из подчиненных, как другие спешат ему помочь: кричат, кидаются в наказываемого калом, норовят ткнуть чем-нибудь сами. Этологи разобрались, как возникает такое поведение. Это переадресованная агрессия, накопившаяся в страхе перед доминантом. Она, по обычному иерархическому принципу, переносится на того, кто слабее. А таким во время наказания выглядит наказуемый! На это способны все макаки, но особенно «подонки», занимающие дно пирамиды,- ведь они боятся всех и обычно могут переадресовывать агрессию лишь неживым предметам, а в этом мало радости. И вдруг наказуемый оказывается как бы ниже дна, слабее их, его можно безнаказанно ударить.
Эта же программа включает ненависть и презрение по отношению к жертвам сталинских репрессий. Они оказываются в роли "опущенных", на которых можно вымещать гнев и демонстрировать своё единение, пусть символическое, с тем, кто наказывает.