"...В Харькове было 142 научно-исследовательских института, 45 высших учебных заведений, включая Харьковский университет (шестой в Российской империи; основан в 1805 году) и политехнический институт (второй политехнический вуз Российской империи; основан в 1885 году), в которых училось около 230 тысяч студентов. При СССР в Харькове работало около 600000 рабочих и 250000 инженерно-технических работников. 850000 (восемьсот пятьдесят тысяч) высококвалифицированных рабочих, инженеров, научных работников на более чем СТА заводах…
В 1980 году в Харькове действовали 60 производственных объединений, важнейшими из которых были: тракторостроительное, Электротяжмаш, моторостроительное «Серп и молот», станкостроительное, авиационное, «Турбоатом», объединение по выпуску агрегатных станков. Харьковские мощные тракторы прокладывали дорогу к Южному полюсу, реактивные лайнеры использовались на международных авиалиниях, металлорежущие станки с программным управлением, моторы, электроаппаратура, средства автоматики и связи, велосипеды, телевизоры, фотоаппараты отправлялись во все уголки СССР и экспортировались в 60 стран мира.
Гордость Советской индустриализации, заводы всесоюзного значения: Харьковский Тракторный Завод им. Серго Орджоникидзе. Выпуск тракторов составлял до 60 тысяч в год, на ХТЗ работало до 40 тыс. ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ рабочих, инженеров, конструкторов, технологов. Теперь на ХТЗ осталось около 2000 работников.
Моторостроительный завод «Серп и Молот» (основан в 1875 году). Выпуск дизелей достигал 200000 единиц в год. Надежными и экономичными дизелями обеспечивались тракторы Т-74, комбайны украинского производства, экскаваторы Советского союза. На заводе работало 7000 рабочих, инженеров, конструкторов, технологов. Завод «Серп и Молот» ликвидирован. Снесены цехи. Теперь это ПУСТЫРЬ! 50 га в центре города.
Завод имени Малышева, ведут к банкротству.
Харьковский Авиационный завод выпустил за последние годы 1 или 2 самолета.
Харьковский электромеханический завод — ХЭМЗ имеет вековые корни, уходящие в ХІХ век. В 1888 году на базе купеческих мастерских в г. Рига был создан «Русско Балтийский электротехнический завод». В течение последующих лет до 1915 года, меняя организационно-правовую структуру и собственников (1898г.- электрическая компания «УНИОН», 1904 г. — германская фирма «AEG», 1905 г. — акционерное русское общество «Всеобщая компания электричества» — ВКЭ) завод выполнял заказы по изготовлению электрооборудования для военно-морских судов. В 1915 году завод был передислоцирован в г. Харьков. Цехи ХЭМЗа пустят с молотка, чтобы рассчитаться с долгами.
А вот что что пишет о положении Станкостроительных заводов Украины Глеб Простаков в статье «Станки и останки». Журнал «Эксперт» Украинский деловой журнал (Украинский бизнес / №47 (143) 03 декабря
http://www.expert.ua/articles/16/0/4785/ ). Это относится и к Харьковскому станкозаводу.
Цитата «…1990 году в Украине было выпущено 37000 металлорежущих станков, а в 2001 году — только 1200. Производство кузнечнопрессового оборудования за тот же период сократилось с 10900 до 400 экземпляров… Меньше повезло Одесскому заводу фрезерных станков им. Кирова, который в 2001 году обанкротии…
…Процедуру банкротства проходят и три крупных станкозавода в Луганской области — Луганский, Краснореченский и Ивановский. Они обанкротились несколько лет назад, хотя в 1990 году совокупно произвели пять с половиной тысяч станков. Спустя пятнадцать лет объем выпуска опустился до нуля…
…Харьковский завод агрегатных станков в 2001 году купила промышленно-торговая фирма «Росс», а в 2004-м предприятие выпустило последний станок, остановив производство из-за отсутствия заказов. Теперь единственный в СНГ завод, выпускавший специальные агрегатные станки малого и среднего габаритов, занимается изготовлением востребованного внутренним рынком котельного оборудования…Советская Украина с шестнадцатью крупными заводами занимала второе место после России по уровню развития станкостроения среди союзных республик….»
«…Харьковский завод «Радиодеталь», упразднён в 1998 г. В этом здание собирались телевизоры «Электроника» и «Элитан 405″, изначально здание было экранировано, во время купонов работа остановилась, экран сдали в металлолом (алюминий), на некоторых этажах была военка, 8-ми этажное здание с тех.этажом. На некоторые этажи лифт не ехал, даже кнопки не было.»
«…Завод «Стройгидроприбор» (Харьков, пер.Пискуновский,4), по данным предприятия на заводе работает 11 чел., которые занимаются сдачей в аренду помещений предприятия. Поскольку аренда производственных помещений стоит дешевле, чем аренда офисных, предприятие планирует переоборудовать цеха в офисные помещения. Эту работу планируется провести за собственные средства. Вместо этого завода возле Центрального рынка появиться офисный центр.»
Состояние некоторых машиностроительных заводов Харькова показано в таблице.
Авторемонтный завод c 4, АО Завод ликвидирован
ВНИИТЭЛЕКТРОМАШ, опытный завод Завод ликвидирован
Завод радиодеталь Завод ликвидирован
«Серп и Молот» Завод ликвидирован
Тракторных двигателей ХЗТД Завод ликвидирован
Харьковский велосипедный завод Завод ликвидирован
Харьковский механосборочный Завод ликвидирован
ХЗТСШ (з-д тракторных самоходных шасси) Завод ликвидирован
Харьковский завод тракторных пусковых двигателей Завод ликвидирован
Завод малых агрегатных станков Завод ликвидирован
Электромонтажных изделий Завод ликвидирован
Какой же потенциал был только в Харькове. Не буду писать о заводах Одессы, Киева, Запорожья. Херсона. Только один факт. В Киеве еще есть завод полимерного машиностроения «Большевик». Старейший на Украине Завод сельскохозяйственного машиностроения, принадлежавший фирме «Гретер и Криванек», был основан в 1882 году и уже в начале XX столетия являлся одним из крупных предприятий города. В советское время один из крупнейших заводов Полимерного машиностроения и оборонного значения. Продукция завода «Большевик» поставлялась в десятки стран. Цитата: «…Завод «Большевик» растаскивают по частям. Сейчас из почти 40 цехов, по словам работников завода, более-менее регулярно работают всего несколько – в основном те, которые выходят на пр. Победы: сталеварный, чугунный, кузнечный. Остальные же либо простаивают, либо отданы арендаторам.
В одном из бывших механических цехов, который выходит на ул. Гарматную, уже несколько лет функционирует строительный гипермаркет. Здание на углу пр. Победы и ул. Гарматной, уже успевшее побыть оптовым рынком, теперь используется под стоянку и ремонт автомобилей. А в 4-этажном корпусе, где в советское время изготавливалась военная техника и детали к ней, минувшей осенью открылся торговый центр «Большевик». Я недавно зашел в этот торговый центр «Большевик». Огромный цех высотой метров 20 теперь суууупер маркет. В этом торговом зале я насчитал человек 20-30 покупателей.
Сейчас на Украине невозможно нарезать коническую шестерню. Нет станочника- зуборезчика. Выводы. Делайте сами...."
(мнение автора поста не во всём совпадает с мнением автора приведенного текста)...
Но факты - вещь упрямая.